Бытует мнение, что работа по сохранению здоровья учеников — это забота школьных медицинских работников и отчасти педагогов-психологов, поэтому многие действия руководителей школ, направленные на решение проблем здоровьесбережения, не достигают своих целей. В работе по охране здоровья школьни­ков важно консолидировать силы всех участников образовательного процесса - администрации школы, педагогов, психологов, классных руководителей, родителей и самих обучающихся. Именно на такой подход нацеливают предлагаемые вашему вниманию концепция школьной программы «Здоровье» и план ее реализации, разработанные в коллективе школы №3 г. Алагира.
 
Программа «Здоровье»
 
Основания для разработки программы и период ее реализации
 
• Федеральный Закон «О физической культуре и спорте Российской Федерации» от 29 апреля 1999 года № 80-ФЗ.
• Решение Государственного Совета Российской Федерации от 30 января 2002 года «О повышении роли физической культуры и спорта в формирова­нии здорового образа жизни россиян».
• Федеральная целевая программа «Развитие фи­зической культуры и спорта в Российской Федера­ции на 2006-2015 годы». Утверждена Постановле­нием Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года № 7.
 
Пояснительная записка
 
Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь, а са­мое ценное в его жизни — здоровье, за которое бороть­ся всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обхо­диться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.
Занятия физическими упражнениями, многосторон­нее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, — это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей про­фессии, к учебе в учреждении профессионального об­разования, к занятиям любимым делом. Особенностью подбора средств на занятиях физичес­кими упражнениями является насыщенность конкрет­ным материалом, который позволяет влиять на те сис­темы организма, которые в большей мере ослаблены у учащегося. Навыки, приобретенные на занятиях, да­ют возможность занимающимся самостоятельно под­бирать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения. Программа «Здоровье» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формирова­нию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физическо­го воспитания. Она охватывает многие вопросы спе­циальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досу­га. Значительную роль в реализации программы игра­ет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой.
Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, ес­ли рядом с ними будут родители, своим примером по­казывающие ценность здоровья и значимость здоро­вого образа жизни. В каждом доме, где растет ребенок,  должен быть спортивный инвентарь: санки, лыжи, скакалка, мяч, перекладина, гантели и т.п.
Родителям необходимо хорошо знать исходное физи­ческое состояние своих детей, которое определяют с помощью тестов и нормативов комплексной програм­мы физического воспитания учащихся 1-11 -х классов образовательного учреждения. В укреплении здоровья детей и подростков перво­степенное значение имеет преодоление гиподина­мии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе — формирование необходимой скелет­ной мускулатуры, препятствующей нарушению осан­ки появлению плоскостопия и других отклонений в со­стоянии здоровья.
Как и по другим общеобразовательным предметам, учащиеся должны получать домашние задания по фи­зической культуре, выполнение которых — неотъемле­мая черта здорового образа жизни. А родители, хоро­шо зная исходное состояние здоровья ребенка, путем контроля выполнения домашнего задания могут спо­собствовать его оздоровлению, физическому разви­тию, освоению двигательных навыков. Родители должны уделять достаточное внимание за­каливанию детей. Целенаправленное использование воздуха, воды и лучистой энергии солнца позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Таким образом, программа «Здоровье», носящая ком­плексный характер, может и должна консолидировать усилия педагогов, администрации школы, школь­ных медиков и психологов, самих учеников в деле поддержания здорового образа жизни и физическо­го развития детей.
 
 
 
Задачи программы «Здоровье»
 
В работе с учащимися
1. Формировать личность школьника, способную са­мостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни:
• обучать жизненно важным умениям и навыкам;
• развивать двигательные качества;
• обеспечивать получение знаний в области физи­ческой культуры и спорта;
• формировать умения контролировать и кор­ректировать изменения своего физического со­стояния.
2. Придать занятиям физическими упражнениями оз­доровительно-профилактическую направленность, благодаря реализации специальных программ для раз­ных категорий учащихся:
• школьников с ослабленным здоровьем, с отстава­нием в физическом развитии;
• школьников, освобожденных от уроков физичес­кой культуры на учебный год;
• школьников специальной медицинской группы;
• школьников, демонстрирующих значительные ус­пехи в спорте.
В работе с педагогическим коллективом
1. Морально и материально стимулировать учителей, которые успешно организуют физкультурно-оздоро­вительную работу с учащимися и сами ведут здоро­вый образ жизни.
Организуя и оценивая работу преподавателей физи­ческой культуры, особое внимание уделить:
• эффективности уроков физической культуры и за­нятий с детьми подготовительной и специальной ме­дицинской групп;
• приросту физической подготовленности учащих­ся (по тестам, нормативам) за разные отрезки вре­мени — четверть, полугодие, год;
• охвату учащихся внеклассной и внешкольной мас­сово-оздоровительной работой;
• педагогической активности учителя (участию в за­седаниях педсовета школы, изучению и пропаганде опыта работы и т.д.);
• организации туристической работы с учащими­ся, совместно с детскими организациями, клуба­ми, секциями района.
Особенно следует подчеркнуть важность туристско-краеведческой работы, которая способствует оздо­ровлению детей и подростков силами природы, хоро­шо развивает личностные качества, такие как смелость, решительность, организованность и ответственность. В походах учащиеся приобретают навыки поведения и ориентирования в окружающей среде, изучают живот­ный и растительный мир.
2. Организовать в течение учебного года серию про­фессиональных занятий (семинар, конференция, круг­лый стол и т.д.) по теме «Физическая культура учите­ля как часть его общепедагогической культуры». При­влечь к организации этих занятий специалистов в области педагогики, психологии, валеологии, а так­же врачей.
3. Подготовить и провести физкультурно-оздоровитель­ные мероприятия для педагогического коллектива:
• совместные соревнования учителей и учеников школы (матчи, турниры, эстафеты) с освещени­ем результатов на школьных информационных стен­дах, на сайте школы, на страницах школьного жур­нала для старшеклассников;
•  занятия спортивных секций по видам спорта для учителей школы;
• участие учителей школы в спартакиаде ра­ботников образования района по различным ви­дам спорта.
4. Систематически проводить консультации для учите­лей по вопросам здорового образа жизни и физичес­кого воспитания детей. Включить такие консультации в совещания методических объединений.
В работе с родителями
Достичь тесного сотрудничества педагогического кол­лектива, учеников и родителей в организации здоро­вого образа жизни детей путем:
• демонстрации личного примера родителей и учи­телей в пропаганде здорового образа жизни;
• выполнения домашних заданий по физкультуре для учеников с низким уровнем физического раз­вития;
• проведения совместных занятий детей и родите­лей, участия в играх на воздухе, походах, спортив­ных соревнованиях, организуемых в школе;
• организации выступлений учителей физкультуры на родительских собраниях с тематическими сооб­щениями: «Если хочешь быть здоров...», «Я здоро­вье берегу, сам себе я помогу» и т.п.;            
• проведения консультирования (по специаль­ному еженедельному расписанию) родителей по вопросам здоровья детей, их физического раз­вития, соблюдения оптимального двигательно­го режима;
• установления тесного контакта в работе между со­трудниками медицинского кабинета школы, учите­лями физкультуры и родителями учеников;
• приглашения родителей на уроки физической культуры, оздоровительные мероприятия и сорев­нования;
• ознакомления родителей с требованиями комп­лексной программы физического воспитания уча­щихся посредством консультаций, информацион­ных писем и буклетов, выступлений на родитель­ских конференциях, родительских собраниях и днях открытых дверей;
• разработки индивидуальных заданий (рекоменда­ций) для родителей по оздоровлению их детей, име­ющих отклонения в состоянии здоровья;
• активного использования возможностей школь­ных информационных ресурсов: сайта, стендов, журнала для старшеклассников; написания ин­формационных материалов и статей, посвящен­ных укреплению здоровья и пропаганде здорово­го образа жизни.
 
Формы работы, используемые при реализации программы «Здоровье»
 
В процессе реализации программы «Здоровье» ис­пользуются следующие формы физкультурно-оздоро­вительной и спортивно-массовой работы:
• урок физической культуры;
• мероприятия в режиме учебного дня школы (физ­культурные минутки во время уроков, подвижные игры на переме­нах, физкультурные занятия в группах продленно­го дня, уроки здоровья);
• занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
• спортивные праздники;
• соревнования по различным видам спорта;
• туристические походы, экскурсии;
• «Дни здоровья»;
• спортивные викторины;
• устные журналы спортивной направленности;
• теоретические занятия, беседы, семинары;
• смотр-конкурс физической готовности учащихся района к жизнедеятельности;
• занятия по курсу «Основы безопасности жизне­деятельности»;
• тестирование уровня физического развития и дви­гательных качеств учащихся;
• наглядная агитация («Галерея успехов», стенды, плакаты, таблица рекордов школы).
 
Медицинское обеспечение программы «Здоровье»
С первого класса на каждого учащегося школы заво­дится личная медицинская карта, в которую при каждом медицинском осмотре вносятся все показатели состо­яния здоровья. Медицинская карта позволяет просле­дить, как развивается и взрослеет ученик, какие и ког­да у него появились отклонения в здоровье. Медицинское обеспечение включает:
• распределение учащихся по группам здоровья;
• помощь врача и медицинской сестры школы в организации занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицин­ской группе;
• составление списков учащихся, освобожденных от занятий физической культурой;
• беседы врача и медицинской сестры школы с учащимися о личной гигиене и вредных привычках;
• профилактические прививки учащихся и учите­лей;
• диспансеризацию педагогического коллектива школы.
 
Психолого-педагогическое и социальное обеспечение программы «Здоровье»
Психолого-педагогическое и социальное обеспечение программы предполагает:
• предупреждение конфликтных ситуаций «учи­тель — ученик», «ученик —ученик»; реализацию про­грамм, направленных на установление доброжела­тельных отношений в детском, и шире, во всем школьном коллективе;
• решение проблем, связанных с трудностями, воз­никающими у учащихся в процессе занятий физи­ческой культурой; помощь в преодолении психо­логического барьера при занятиях физкультурой (к примеру, закомплексованность учеников в связи с лишним весом, неуспешностью и т.п.), ориентация на успех в физическом развитии;
• организацию психологических консультаций для учащихся старших классов по вопросам спецификипсихофизического развития на определенном воз­растном этапе;
• психологические консультации для родителей;
• реабилитационно-восстановительные програм­мы для учителей;
• контроль медицинского обслуживания учащихся;
• контроль качества питания учащихся в школьной столовой.
 
Материально-техническое обеспечение программы и источники ее финансирования
Материально-техническое обеспечение программы включает в себя:
• спортивный инвентарь и спортивное оборудова­ние учебного комплекса школы;
• компьютерную базу данных;
• мультимедийное оборудование. Источниками финансирования программы явля­ются:
• адресные программы по развитию физической культуры и спорта;
• бюджетные и внебюджетные средства.

Мероприятия по реализации положений программы

Основные направления

Мероприятия

Сроки

Диагностика

и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей

1. Ежегодные углубленные медосмотры, выявление отклонений, осмотр специалистами, составление "карточек здоровья" учащихся.

2. Анализ состояния здоровья учащихся.

 

Коррекция состояния здоровья учащихся

1. Приобретение физиотерапевтических приборов, медикаментов для медицинского кабинета, выполнение предписанных процедур.

2. Организация горячего питания, введение в рацион витаминных и йодосодержащих препаратов.

 

Поддержка санитарно-гигиенического режима, профилактика травматизма

1. Постоянный контроль за выполнением санитарных норм и предписаний органов надзора.

2. Своевременный ремонт здания и оборудования, регулярная корректировка инструкций по технике безопасности и проверка их выполнения.

 

Усиление двигательного режима

1. Проведение физкультминутки в начальных и средних классах.

2. Увеличение количества уроков физкультуры.

3. Оборудование дополнительного тренажерного зала.

4. Приобретение спортинвентаря.

5. Организация для детей занятий по корректирующей гимнастике.

6. Проведение утренней зарядки.

7. Организация подвижных перемен.

8. Организация и проведение спортивных часов.

9. Проведение спортивных праздников.

 

Валеологическое и психологическое сопровождение учебного процесса

1. Снятие стрессовых ситуаций.

2. Проведение тренингов для учителей и психологическое сопровождение учащихся "группы риска".

3. Методические рекомендации по работе с учащимися "группы риска".

4. Эффективное использование кабинета психологической разгрузки.

 

Здоровьесберегающая деятельность

1. Диспансеризация учащихся 1-11-х классов.

2. Оценка состояния здоровья детей, выявление детей "группы риска", длительно и часто болеющих, находящихся на диспансерном учете.

3. Разделение детей по группам на основании медицинских карт и консультаций врача.

4. Определение состояния зрения учащихся.

5. Проведение витаминотерапии.

6. Проведение гимнастики для глаз.

7. Создание физкультурно-оздоровительного комплекса (фитобар, физкабинет, массажный кабинет, тренажерный зал).

8. Работа кабинета психологической разгрузки.

9. Организация групп корригирующей гимнастики.

10. Оздоровление детей в летний период.

 

Анализ динамики текущих и хронических заболеваний

1. Мониторинг результатов по данным медосмотра.

2. Разработка мероприятий по уменьшению количества текущих и

хронических заболеваний

 
 

Комплексный план работы по предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике табакокурения и алкоголизма, наркомании среди учащихся на 2014-2015 г.

Содержание работы

Ответственные

Я Н В А Р Ь

Планирование работы школы на зимние каникулы

Заместитель директора по воспитательной работе

Кинолекторий для учащихся 5-6-х классов

 

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители.

Встреча учащихся 11-х классов с инспектором по делам несовершеннолетних (далее - инспектор ПДН) на тему "Административные правонарушения и закон"

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН

 

 

Визиты родителей и педагогов в социально неблагополучные семьи.

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители

ФЕ В Р А Л Ь

Дискуссия учащихся 8-9-х классов "Влияние вредных привычек на физическую и умственную работоспособность"

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители

 

Классный час "Жизненные ценности современной молодежи" для учащихся 10-х классов

Классные руководители

 

 

Встреча учащихся б-7-х классов с инспектором ПДН на тему "Цена вредных привычек"

 

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН

Занятие для учащихся 4-х классов "Мы выбираем здоровый образ жизни"

Заведующий библиотекой, классные руководители

 

Планирование воспитательной работы школы на каникулы

Заместитель директора по воспитательной работе

М А Р Т

Встреча учащихся 5-6-х классов с инспектором ПДН на тему "Закон и ответственность"

 

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН

Библиотечный урок в 1-х классах "Мы за здоровый образ

жизни"

Заведующий библиотекой, классные руководители

 

Уроки здоровья для девушек 9-10-х классов

 

 

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, врач-гинеколог

Рейды родителей и педагогов в социально неблагополучные семьи

 

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители

Конкурс антирекламы вредных привычек для учащихся

2-5-х классов

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители

Планирование воспитательной работы на весенние каникулы

Заместитель директора по воспитательной работе

А П Р Е Л Ь

Круглый стол "Если крепок и здоров, к делам серьезным ты готов" для учащихся 3-4-х классов

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители

Планирование летнего отдыха детей в детском оздоровительном лагере (далее - ДОЛ) при школе (сбор информации)

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог

 

Встреча учащихся б-х классов с инспектором ПДН на тему "Права и обязанности школьников"

 

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН

Беседа с учащимися 1-2-х классов на тему "Домашний доктор»

 

 

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, медицинский работник

Рейды родителей и педагогов в семьи учащихся, состоящих на внутришкольном учете

Заместитель директора по воспитательной работе, соци­альный педагог, классные руководители

М А Й

Общешкольное родительское собрание с приглашением работников правоохранительных органов на тему "Предупреждение правонарушений в летний период"

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН

 

Инструктаж по правилам поведения в летний период для учащихся 1-11-х классов

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители

Анкетирование учащихся 1-11-х классов для выяснения

их занятости в летний период

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители

Участие в комплексной операции "Подросток" Планирование летнего отдыха детей в ДОЛ при школе

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог

И Ю Н Ь

Организация контроля за досугом учащихся в летний период

Классные руководители

 

Встреча с работниками библиотеки (чтение и обсуждение с учащимися 3-4-х классов произведений соответствую щей тематики)

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители

 

Конкурс рисунков на асфальте для учащихся 1-2-х классов на тему "Мы против наркотиков"

Социальный педагог, классные руководители

 

Участие в операции "Подросток»

 

 

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог

И Ю Л Ь

Беседа медицинского работника с учащимися 3-х классов на тему "Солнце, воздух и вода - здоровью лучшие друзья"

Социальный педагог, классные руководители, медицинский работник

 

Разговор с представителем комиссии по делам несовершеннолетних (далее - КДН) о нормах поведения в общественных местах

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, ответственный секретарь КДН

Детский фестиваль "Твое свободное время и твое здоровье»

 

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог

Участие в операции "Подросток"

 

 

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог

А В Г У С Т

Участие детей в строительных отрядах, ремонтных бригадах при школе

Классные руководители

 

 

Участие в операции "Подросток"

 

 

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог

Операция "Зеленый патруль"

Классные руководители

С Е Н Т Я Б Р Ь

Уточнение социального паспорта школы

Социальный педагог

 

Выявление детей из социально неблагополучных семей

 

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог

Занятие для учащихся 1-х классов на тему "Школьникам

о правилах дорожного движения"

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, инспектор ПДН

Подведение итогов операции "Подросток"

 

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог

Вовлечение подростков в кружки и секции

 

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители

О К Т Я Б Р Ь

Общешкольное родительское собрание на тему "О состоянии преступности и правонарушений среди несовершеннолетних"

Встреча учащихся 9-х классов с инспектором ПДН на тему

"Отношение подростков к пагубным привычкам"

Рейды родителей и педагогов в социально неблагополучные семьи

 

Анкетирование учащихся 8-х классов на тему "Причины употребления наркотиков несовершеннолетними"

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

 

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители

 

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители

Социальный педагог, классные руководители

Н О Я Б Р Ь

Участие в областной акции "Здоровью - да!"

 

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

Организация работы стенда "Для вас, родители!"

Социальный педагог

 

Рейды в подростковые клубы для контроля учащихся в вечернее время

 

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители

Беседа учащихся 7-х классов с инспектором ПДН о правах детей

 

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители

Д Е К А Б Р Ь

Библиотечный час для учащихся 4-х классов на тему Губительная сигарета"

Заведующий библиотекой, классные руководители

 

Встреча учащихся 10-11-х классов с сотрудником отдела

по борьбе с наркобизнесом

на тему "Наркотики - это свобода или зависимость, полет или падение?"

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители

 

 

Классный час для учащихся 7-х классов "Здоровый образ жизни - залог здоровья"

Классные руководители

 

 

Визиты в семьи учащихся, состоящих на внутришкольном

учете

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители