Бытует мнение, что работа по сохранению здоровья учеников — это забота школьных медицинских работников и отчасти педагогов-психологов, поэтому многие действия руководителей школ, направленные на решение проблем здоровьесбережения, не достигают своих целей. В работе по охране здоровья школьников важно консолидировать силы всех участников образовательного процесса - администрации школы, педагогов, психологов, классных руководителей, родителей и самих обучающихся. Именно на такой подход нацеливают предлагаемые вашему вниманию концепция школьной программы «Здоровье» и план ее реализации, разработанные в коллективе школы №3 г. Алагира.
Программа «Здоровье»
Основания для разработки программы и период ее реализации
• Федеральный Закон «О физической культуре и спорте Российской Федерации» от 29 апреля 1999 года № 80-ФЗ.
• Решение Государственного Совета Российской Федерации от 30 января 2002 года «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян».
• Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года № 7.
Пояснительная записка
Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь, а самое ценное в его жизни — здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.
Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, — это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей профессии, к учебе в учреждении профессионального образования, к занятиям любимым делом. Особенностью подбора средств на занятиях физическими упражнениями является насыщенность конкретным материалом, который позволяет влиять на те системы организма, которые в большей мере ослаблены у учащегося. Навыки, приобретенные на занятиях, дают возможность занимающимся самостоятельно подбирать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения. Программа «Здоровье» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга. Значительную роль в реализации программы играет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой.
Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. В каждом доме, где растет ребенок, должен быть спортивный инвентарь: санки, лыжи, скакалка, мяч, перекладина, гантели и т.п.
Родителям необходимо хорошо знать исходное физическое состояние своих детей, которое определяют с помощью тестов и нормативов комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 -х классов образовательного учреждения. В укреплении здоровья детей и подростков первостепенное значение имеет преодоление гиподинамии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе — формирование необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья.
Как и по другим общеобразовательным предметам, учащиеся должны получать домашние задания по физической культуре, выполнение которых — неотъемлемая черта здорового образа жизни. А родители, хорошо зная исходное состояние здоровья ребенка, путем контроля выполнения домашнего задания могут способствовать его оздоровлению, физическому развитию, освоению двигательных навыков. Родители должны уделять достаточное внимание закаливанию детей. Целенаправленное использование воздуха, воды и лучистой энергии солнца позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Таким образом, программа «Здоровье», носящая комплексный характер, может и должна консолидировать усилия педагогов, администрации школы, школьных медиков и психологов, самих учеников в деле поддержания здорового образа жизни и физического развития детей.
Задачи программы «Здоровье»
В работе с учащимися
1. Формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни:
• обучать жизненно важным умениям и навыкам;
• развивать двигательные качества;
• обеспечивать получение знаний в области физической культуры и спорта;
• формировать умения контролировать и корректировать изменения своего физического состояния.
2. Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность, благодаря реализации специальных программ для разных категорий учащихся:
• школьников с ослабленным здоровьем, с отставанием в физическом развитии;
• школьников, освобожденных от уроков физической культуры на учебный год;
• школьников специальной медицинской группы;
• школьников, демонстрирующих значительные успехи в спорте.
В работе с педагогическим коллективом
1. Морально и материально стимулировать учителей, которые успешно организуют физкультурно-оздоровительную работу с учащимися и сами ведут здоровый образ жизни.
Организуя и оценивая работу преподавателей физической культуры, особое внимание уделить:
• эффективности уроков физической культуры и занятий с детьми подготовительной и специальной медицинской групп;
• приросту физической подготовленности учащихся (по тестам, нормативам) за разные отрезки времени — четверть, полугодие, год;
• охвату учащихся внеклассной и внешкольной массово-оздоровительной работой;
• педагогической активности учителя (участию в заседаниях педсовета школы, изучению и пропаганде опыта работы и т.д.);
• организации туристической работы с учащимися, совместно с детскими организациями, клубами, секциями района.
Особенно следует подчеркнуть важность туристско-краеведческой работы, которая способствует оздоровлению детей и подростков силами природы, хорошо развивает личностные качества, такие как смелость, решительность, организованность и ответственность. В походах учащиеся приобретают навыки поведения и ориентирования в окружающей среде, изучают животный и растительный мир.
2. Организовать в течение учебного года серию профессиональных занятий (семинар, конференция, круглый стол и т.д.) по теме «Физическая культура учителя как часть его общепедагогической культуры». Привлечь к организации этих занятий специалистов в области педагогики, психологии, валеологии, а также врачей.
3. Подготовить и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия для педагогического коллектива:
• совместные соревнования учителей и учеников школы (матчи, турниры, эстафеты) с освещением результатов на школьных информационных стендах, на сайте школы, на страницах школьного журнала для старшеклассников;
• занятия спортивных секций по видам спорта для учителей школы;
• участие учителей школы в спартакиаде работников образования района по различным видам спорта.
4. Систематически проводить консультации для учителей по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания детей. Включить такие консультации в совещания методических объединений.
В работе с родителями
Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей путем:
• демонстрации личного примера родителей и учителей в пропаганде здорового образа жизни;
• выполнения домашних заданий по физкультуре для учеников с низким уровнем физического развития;
• проведения совместных занятий детей и родителей, участия в играх на воздухе, походах, спортивных соревнованиях, организуемых в школе;
• организации выступлений учителей физкультуры на родительских собраниях с тематическими сообщениями: «Если хочешь быть здоров...», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» и т.п.;
• проведения консультирования (по специальному еженедельному расписанию) родителей по вопросам здоровья детей, их физического развития, соблюдения оптимального двигательного режима;
• установления тесного контакта в работе между сотрудниками медицинского кабинета школы, учителями физкультуры и родителями учеников;
• приглашения родителей на уроки физической культуры, оздоровительные мероприятия и соревнования;
• ознакомления родителей с требованиями комплексной программы физического воспитания учащихся посредством консультаций, информационных писем и буклетов, выступлений на родительских конференциях, родительских собраниях и днях открытых дверей;
• разработки индивидуальных заданий (рекомендаций) для родителей по оздоровлению их детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
• активного использования возможностей школьных информационных ресурсов: сайта, стендов, журнала для старшеклассников; написания информационных материалов и статей, посвященных укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни.
Формы работы, используемые при реализации программы «Здоровье»
В процессе реализации программы «Здоровье» используются следующие формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:
• урок физической культуры;
• мероприятия в режиме учебного дня школы (физкультурные минутки во время уроков, подвижные игры на переменах, физкультурные занятия в группах продленного дня, уроки здоровья);
• занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
• спортивные праздники;
• соревнования по различным видам спорта;
• туристические походы, экскурсии;
• «Дни здоровья»;
• спортивные викторины;
• устные журналы спортивной направленности;
• теоретические занятия, беседы, семинары;
• смотр-конкурс физической готовности учащихся района к жизнедеятельности;
• занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;
• тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся;
• наглядная агитация («Галерея успехов», стенды, плакаты, таблица рекордов школы).
Медицинское обеспечение программы «Здоровье»
С первого класса на каждого учащегося школы заводится личная медицинская карта, в которую при каждом медицинском осмотре вносятся все показатели состояния здоровья. Медицинская карта позволяет проследить, как развивается и взрослеет ученик, какие и когда у него появились отклонения в здоровье. Медицинское обеспечение включает:
• распределение учащихся по группам здоровья;
• помощь врача и медицинской сестры школы в организации занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
• составление списков учащихся, освобожденных от занятий физической культурой;
• беседы врача и медицинской сестры школы с учащимися о личной гигиене и вредных привычках;
• профилактические прививки учащихся и учителей;
• диспансеризацию педагогического коллектива школы.
Психолого-педагогическое и социальное обеспечение программы «Здоровье»
Психолого-педагогическое и социальное обеспечение программы предполагает:
• предупреждение конфликтных ситуаций «учитель — ученик», «ученик —ученик»; реализацию программ, направленных на установление доброжелательных отношений в детском, и шире, во всем школьном коллективе;
• решение проблем, связанных с трудностями, возникающими у учащихся в процессе занятий физической культурой; помощь в преодолении психологического барьера при занятиях физкультурой (к примеру, закомплексованность учеников в связи с лишним весом, неуспешностью и т.п.), ориентация на успех в физическом развитии;
• организацию психологических консультаций для учащихся старших классов по вопросам спецификипсихофизического развития на определенном возрастном этапе;
• психологические консультации для родителей;
• реабилитационно-восстановительные программы для учителей;
• контроль медицинского обслуживания учащихся;
• контроль качества питания учащихся в школьной столовой.
Материально-техническое обеспечение программы и источники ее финансирования
Материально-техническое обеспечение программы включает в себя:
• спортивный инвентарь и спортивное оборудование учебного комплекса школы;
• компьютерную базу данных;
• мультимедийное оборудование. Источниками финансирования программы являются:
• адресные программы по развитию физической культуры и спорта;
• бюджетные и внебюджетные средства.
Мероприятия по реализации положений программы
Основные направления
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Диагностика
и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей
|
1. Ежегодные углубленные медосмотры, выявление отклонений, осмотр специалистами, составление "карточек здоровья" учащихся.
2. Анализ состояния здоровья учащихся.
|
|
Коррекция состояния здоровья учащихся
|
1. Приобретение физиотерапевтических приборов, медикаментов для медицинского кабинета, выполнение предписанных процедур.
2. Организация горячего питания, введение в рацион витаминных и йодосодержащих препаратов.
|
|
Поддержка санитарно-гигиенического режима, профилактика травматизма
|
1. Постоянный контроль за выполнением санитарных норм и предписаний органов надзора.
2. Своевременный ремонт здания и оборудования, регулярная корректировка инструкций по технике безопасности и проверка их выполнения.
|
|
Усиление двигательного режима
|
1. Проведение физкультминутки в начальных и средних классах.
2. Увеличение количества уроков физкультуры.
3. Оборудование дополнительного тренажерного зала.
4. Приобретение спортинвентаря.
5. Организация для детей занятий по корректирующей гимнастике.
6. Проведение утренней зарядки.
7. Организация подвижных перемен.
8. Организация и проведение спортивных часов.
9. Проведение спортивных праздников.
|
|
Валеологическое и психологическое сопровождение учебного процесса
|
1. Снятие стрессовых ситуаций.
2. Проведение тренингов для учителей и психологическое сопровождение учащихся "группы риска".
3. Методические рекомендации по работе с учащимися "группы риска".
4. Эффективное использование кабинета психологической разгрузки.
|
|
Здоровьесберегающая деятельность
|
1. Диспансеризация учащихся 1-11-х классов.
2. Оценка состояния здоровья детей, выявление детей "группы риска", длительно и часто болеющих, находящихся на диспансерном учете.
3. Разделение детей по группам на основании медицинских карт и консультаций врача.
4. Определение состояния зрения учащихся.
5. Проведение витаминотерапии.
6. Проведение гимнастики для глаз.
7. Создание физкультурно-оздоровительного комплекса (фитобар, физкабинет, массажный кабинет, тренажерный зал).
8. Работа кабинета психологической разгрузки.
9. Организация групп корригирующей гимнастики.
10. Оздоровление детей в летний период.
|
|
Анализ динамики текущих и хронических заболеваний
|
1. Мониторинг результатов по данным медосмотра.
2. Разработка мероприятий по уменьшению количества текущих и
хронических заболеваний
|
Комплексный план работы по предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике табакокурения и алкоголизма, наркомании среди учащихся на 2014-2015 г.
Содержание работы
|
Ответственные
|
Я Н В А Р Ь
|
Планирование работы школы на зимние каникулы
|
Заместитель директора по воспитательной работе
|
Кинолекторий для учащихся 5-6-х классов
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители.
|
Встреча учащихся 11-х классов с инспектором по делам несовершеннолетних (далее - инспектор ПДН) на тему "Административные правонарушения и закон"
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН
|
Визиты родителей и педагогов в социально неблагополучные семьи.
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители
|
ФЕ В Р А Л Ь
|
Дискуссия учащихся 8-9-х классов "Влияние вредных привычек на физическую и умственную работоспособность"
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители
|
Классный час "Жизненные ценности современной молодежи" для учащихся 10-х классов
|
Классные руководители
|
Встреча учащихся б-7-х классов с инспектором ПДН на тему "Цена вредных привычек"
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН
|
Занятие для учащихся 4-х классов "Мы выбираем здоровый образ жизни"
|
Заведующий библиотекой, классные руководители
|
Планирование воспитательной работы школы на каникулы
|
Заместитель директора по воспитательной работе
|
М А Р Т
|
Встреча учащихся 5-6-х классов с инспектором ПДН на тему "Закон и ответственность"
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН
|
Библиотечный урок в 1-х классах "Мы за здоровый образ
жизни"
|
Заведующий библиотекой, классные руководители
|
Уроки здоровья для девушек 9-10-х классов
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, врач-гинеколог
|
Рейды родителей и педагогов в социально неблагополучные семьи
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители
|
Конкурс антирекламы вредных привычек для учащихся
2-5-х классов
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители
|
Планирование воспитательной работы на весенние каникулы
|
Заместитель директора по воспитательной работе
|
А П Р Е Л Ь
|
Круглый стол "Если крепок и здоров, к делам серьезным ты готов" для учащихся 3-4-х классов
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители
|
Планирование летнего отдыха детей в детском оздоровительном лагере (далее - ДОЛ) при школе (сбор информации)
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог
|
Встреча учащихся б-х классов с инспектором ПДН на тему "Права и обязанности школьников"
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН
|
Беседа с учащимися 1-2-х классов на тему "Домашний доктор»
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, медицинский работник
|
Рейды родителей и педагогов в семьи учащихся, состоящих на внутришкольном учете
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители
|
М А Й
|
Общешкольное родительское собрание с приглашением работников правоохранительных органов на тему "Предупреждение правонарушений в летний период"
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН
|
Инструктаж по правилам поведения в летний период для учащихся 1-11-х классов
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители
|
Анкетирование учащихся 1-11-х классов для выяснения
их занятости в летний период
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители
|
Участие в комплексной операции "Подросток" Планирование летнего отдыха детей в ДОЛ при школе
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог
|
И Ю Н Ь
|
Организация контроля за досугом учащихся в летний период
|
Классные руководители
|
Встреча с работниками библиотеки (чтение и обсуждение с учащимися 3-4-х классов произведений соответствую щей тематики)
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители
|
Конкурс рисунков на асфальте для учащихся 1-2-х классов на тему "Мы против наркотиков"
|
Социальный педагог, классные руководители
|
Участие в операции "Подросток»
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог
|
И Ю Л Ь
|
Беседа медицинского работника с учащимися 3-х классов на тему "Солнце, воздух и вода - здоровью лучшие друзья"
|
Социальный педагог, классные руководители, медицинский работник
|
Разговор с представителем комиссии по делам несовершеннолетних (далее - КДН) о нормах поведения в общественных местах
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, ответственный секретарь КДН
|
Детский фестиваль "Твое свободное время и твое здоровье»
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог
|
Участие в операции "Подросток"
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог
|
А В Г У С Т
|
Участие детей в строительных отрядах, ремонтных бригадах при школе
|
Классные руководители
|
Участие в операции "Подросток"
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог
|
Операция "Зеленый патруль"
|
Классные руководители
|
С Е Н Т Я Б Р Ь
|
Уточнение социального паспорта школы
|
Социальный педагог
|
Выявление детей из социально неблагополучных семей
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог
|
Занятие для учащихся 1-х классов на тему "Школьникам
о правилах дорожного движения"
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, инспектор ПДН
|
Подведение итогов операции "Подросток"
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог
|
Вовлечение подростков в кружки и секции
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители
|
О К Т Я Б Р Ь
|
Общешкольное родительское собрание на тему "О состоянии преступности и правонарушений среди несовершеннолетних"
Встреча учащихся 9-х классов с инспектором ПДН на тему
"Отношение подростков к пагубным привычкам"
Рейды родителей и педагогов в социально неблагополучные семьи
Анкетирование учащихся 8-х классов на тему "Причины употребления наркотиков несовершеннолетними"
|
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители
Социальный педагог, классные руководители
|
Н О Я Б Р Ь
|
Участие в областной акции "Здоровью - да!"
|
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители
|
Организация работы стенда "Для вас, родители!"
|
Социальный педагог
|
Рейды в подростковые клубы для контроля учащихся в вечернее время
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители
|
Беседа учащихся 7-х классов с инспектором ПДН о правах детей
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители
|
Д Е К А Б Р Ь
|
Библиотечный час для учащихся 4-х классов на тему Губительная сигарета"
|
Заведующий библиотекой, классные руководители
|
Встреча учащихся 10-11-х классов с сотрудником отдела
по борьбе с наркобизнесом
на тему "Наркотики - это свобода или зависимость, полет или падение?"
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители
|
Классный час для учащихся 7-х классов "Здоровый образ жизни - залог здоровья"
|
Классные руководители
|
Визиты в семьи учащихся, состоящих на внутришкольном
учете
|
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители
|