Служба школьной медиации МКОУ СОШ №3 г. Алагира
Возможности школьной медиации в формировании опыта позитивной социализации по урегулированию споров с помощью медиатора.
Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций. Медиация применяется всему многообразию вариантов общения детей, подростков и молодежи в целом, как между собой, так и с представителями других возрастных групп. Это эффективная методика разрешения споров. Она подразумевает, что можно сократить количество подобных столкновений и облегчить их последствия.
Служба медиации в школе предназначена для разрешения конфликтов с применением примирительных техник с участием посредника. Цель службы медиации – выполнение запроса участников образовательных отношений – учащиеся, педагоги, родители – на мирное разрешение конфликтных и криминальных ситуаций.
Урегулирование споров базируется на восстановительном подходе, при котором результатом медиации являются восстановительные действия, извинение, прощение, возмещение вреда.
Медиация – процесс урегулирования конфликта (спора, конфликтной ситуации) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора).
Медиатор создает возможность сторонам спора освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска из ситуации.
Объекты медиации- Общение, унижающее человеческое достоинство.
Насилие – любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию. Выделяется два вида насилия – физическое и психическое.Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относится:
-
открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
-
- оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
-
угрозы в адрес ребенка;
-
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
- однократное грубое физическое
Принципы школьной медиации медиации:
-добровольность участия сторон – стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме к участию не допускается; стороны вправе отказаться от участия в медиации в ходе самой медиации;
-информированность сторон – медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях;
-нейтральность медиатора – медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта;
-конфиденциальность процесса медиации – школьная служба медиации и сам медиатор обеспечивают конфиденциальность медиации и защиту от разглашения документов; если информация имеет криминогенный потенциал, то медиатор ставить в известность участников, что данная информация будет разглашена; итоговая информация по медиации передается в структуру, которая направила дело на медиацию; медиатор ведет записи и составляет отчеты; информация о медиации может быть обсуждена в профессиональном сообществе медиаторов; при публикации имена участников должны быть изменены;
-ответственность сторон и медиатора – медиатор отвечает за соблюдение стандартов и принципов медиации; медиатор на может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта (спора, конфликтной ситуации); ответственность за результат несут стороны конфликта, участвующие в медиации;
-заглаживание вреда обидчиком – при наличии достоверно установленных отношений между участниками конфликта (спора, конфликтной и противоправной ситуации) «жертва – обидчик», ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.
Восстановительная медиация – процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга, и договариваться о приемлемых вариантах решения конфликта (спора, конфликтной ситуации), в том числе причиненного вреда, возникшего в результате противоправной ситуации.
Вред в восстановительном подходе – это деяние одного человека по отношению к другому, в результате которого был причинен ущерб, что-то было нарушено или разрушено и им воспринимается как несправедливость. Причинение вреда ведет к появлению негативных последствий для пострадавшего: материальных, физических, вред в форме разрушившихся отношений и т. д. Вред – понятие субъективное, определяется пострадавшим (жертвой).
Ответственность сторон в медиации. Ответственность в восстановительном подходе понимается как обязательство по заглаживанию вреда, то есть исправление негативных последствий случившегося для затронутых ситуацией людей. При заглаживании вреда большое значение имеют раскаяние и прощение. Ответственность за исправление причиненного вреда рассматривается не только при правонарушении, но и в конфликте, где стороны часто взаимно причиняют друг другу вред. «Поиск виноватого» меньше способствует взаимопониманию и урегулированию конфликта, чем обсуждение причиненного вреда и совместный поиск путей его исправления.
Что медиация дает обидчику? Обучающемуся, совершившему правонарушение (проступок): осознать причины своего поступка и его последствия; принести извинения; загладить причиненный вред; вернуть к себе уважение и восстановить важные отношения, которые, возможно, были нарушены в результате случившегося.
Что медиация дает потерпевшему? Избавиться от негативных переживаний и желания отомстить; убедиться в том, что справедливость существует.
Что медиация дает родителям? Помочь ребенку в трудной жизненной ситуации, способствовать развитию у него ответственного и взрослого поведения.