Цвет сайта
Изображения
Для слабовидящих

Правовые основы прохождения военной службы военнослужащими по призыву
Военная служба- это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Ее прохождение представляет собой регулируемый законодательством процесс изменения правового положения военнослужащих в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении военной службы с момента ее начала и до ее окончания

Порядок прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах РФопределяется Федеральными законами: «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «Положением о порядке прохождения военной службы», приказом министра обороны РФ «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для граждан, призывающихся на военную службу, ее началом считается день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы.
С этого момента гражданин становится военнослужащим, на которого распространяется действие законодательства о правах, обязанностях, ответственности и льготах.
Срок военной службы установлен: для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, - 24 месяца; для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву и окончивших государственные, муниципальные образовательные учреждения или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) в негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, - 12 месяцев.
Срок военной службы исчисляется с первого ее дня. В него не засчитывается время: пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части; отбывания ареста осужденным военнослужащим; отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста; самовольного оставления воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления.
Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением его с военной службы.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, один день участия в боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, а также один день нахождения в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных во время участия в указанных действиях или конфликтах, засчитывается за два дня военной службы по призыву.
Первое воинское звание рядового присваивается гражданину Российской Федерации, не имеющему воинского звания, призванному на военную службу, при убытии его из военного комиссариата к месту прохождения военной службы. Воинское звание матроса присваивается военнослужащему, призванному на военную службу, - при зачислении его в списки личного состава воинской части, где штатом предусмотрено воинское звание матроса.
Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает соответствующую должность. Установлены следующие сроки для прохождения военной службы в воинских званиях:
- рядовой, матрос - пять месяцев;
- младший сержант, старшина 2-й статьи - три месяца;
- сержант, старшина 1-й статьи - три месяца;
- старший сержант, главный старшина - три месяца.
Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности.
Кроме этого, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и имеющим воинские звания сержантов (старшин), могут присваиваться воинские звания досрочно. Для этой категории также предусмотрено присвоение очередных воинских званий на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного для занимаемой штатной воинской должности: сержантам (старшинам) - не выше воинского звания старшины (главного корабельного старшины).
Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового (матроса).
Воинское звание младшего сержанта (старшины 2-й статьи) присваивается рядовому (матросу), замещающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание младшего сержанта (старшины 2-й статьи) и выше, по истечении срока его военной службы в предыдущем воинском звании, а также военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов (старшин).
Во время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание.
Военнослужащие, призванные на военную службу, назначаются на штатные воинские должности в соответствии с полученными ими военно-учетными специальностями.
Солдаты, матросы, сержанты и старшины назначаются на воинские должности приказом командира полка, отдельного батальона (отдельной роты) или им равными командирами (начальниками).
При назначении на воинскую должность учитывается имеющееся у военнослужащего образование, его профессиональные, морально-психологические качества и состояние здоровья.
Назначение солдат, матросов, сержантов и старшин на высшие воинские должности производится в зависимости от их соответствия этим должностям и наличия вакансий.
Преимущественным правом назначения на высшие воинские должности пользуются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеющие классную квалификацию, являющиеся отличниками боевой подготовки и не имеющие дисциплинарных взысканий.
Солдаты, матросы, сержанты и старшины, признанные военно-врачебной комиссией годными к военной службе или годными с незначительными ограничениями, но негодными к военной службе по конкретной специальности, назначаются на воинские должности, обязанности по которым они могут исполнять с учетом их состояния здоровья. Если в воинской части отсутствуют такие воинские должности, то военнослужащие переводятся в другие воинские части. Матросы и старшины, проходящие военную службу на кораблях и судах Военно-Морского Флота и признанные по состоянию здоровья негодными для прохождения военной службы на них, переводятся в береговые воинские части флота.
Солдаты, матросы, сержанты и старшины, как правило, проходят военную службу в тех воинских частях, в которые они были направлены при призыве на военную службу, или прибыли после окончания подготовки в учебных воинских частях.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделений, воинских частей, соединений) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) после прохождения ими военной службы в течение не менее 6 месяцев и после подготовки по соответствующей специальности.
Переводы военнослужащих к новому месту военной службы из одной воинской части в другую в пределах Вооруженных Сил осуществляются в следующих случаях: по служебной необходимости; в порядке продвижения по службе; по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, переводятся к новому месту военной службы без их согласия.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеющие больных и пенсионного возраста родителей, у которых в период военной службы возникло право на ее прохождение вблизи места проживания семьи, при представлении соответствующих документов могут быть переведены к новому месту военной службы по семейным обстоятельствам.
Солдаты, матросы, сержанты и старшины направляются в служебные командировки в следующих случаях; для обучения (на курсах, сборах и т.д.), поступления в вуз; для обслуживания мероприятий, связанных с боевой подготовкой; для обеспечения охраны, сопровождения и доставки воинских грузов, вооружения, военной техники и иных материальных средств; в качестве нарочных или для сопровождения нарочных с секретными документами и материалами; для сопровождения больных, команд и конвоирования арестованных и осужденных; для предварительного отбора призывников; для получения и сопровождения пополнения; для получения государственных наград; при необходимости прибытия в судебные или следственные органы; для участия в спортивных или культурно-массовых мероприятиях; в других случаях по указанию вышестоящего командования (штаба).
Особая значимость военной службы проявляется в более строгих мерах воздействия за нарушения или уклонение от выполнения воинских служебных обязанностей. Например, за самовольное оставление части военнослужащий может быть привлечен к уголовной ответственности, тогда как за сходное нарушение другие государственные служащие несут более мягкое наказание.
Военная служба связанна с риском и ответственностью за жизнь других людей. Она требует от военнослужащих не просто исполнительности, как в других видах государственной службы, а беспрекословности подчинения, повиновения требованиям командиров (начальников) в любых условиях.
Для военнослужащих устанавливаются особая форма одежды и знаки различия. В соответствии с законом военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия.
Эти и другие особенности военной службы определяют статус военнослужащих, предъявляют к ним повышенные требования, ограничивают ряд их прав и свобод. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации.
Прохождение военной службы заключается в повседневном выполнении конкретных воинских обязанностей: участие в боевых действиях и выполнение задач в условиях вооруженных конфликтов, повседневная боевая подготовка и учеба, несение боевого дежурства (боевой службы), гарнизонной и внутренней службы, нахождение в служебной командировке, выполнение приказов и распоряжений командира (начальника), оказание помощи органам внутренних дел по охране правопорядка, участие в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф и т.п.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляется один основной отпуск продолжительностью:
- на воинских должностях солдат и матросов - 20 суток;
- на воинских должностях сержантов (старшин) - 30 суток.
Продолжительность основного отпуска для военнослужащих по призыву может быть увеличена в виде поощрения или сокращена в виде наказания на срок до пяти суток.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, увеличивается продолжительность основного отпуска:
- в районах Крайнего Севера, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями на 15 суток;
- в отдаленных районах с неблагоприятными климатическими условиями на 5 суток;
- в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на 10 суток;
- находящимся на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, на 15 суток.
Указанным военнослужащим могут предоставляться дополнительные отпуска по болезни и по личным обстоятельствам. По личным обстоятельствам отпуск предоставляется на срок до 10 суток: в случае тяжелого состояния здоровья или смерти близкого родственника; в случае пожара или другого стихийного бедствия, постигшего семью или родственника, и в других исключительных случаях, когда командир части решит, что присутствие военнослужащего в семье необходимо.
Военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, не использовавшему по уважительным причинам основной и дополнительный отпуска, последние предоставляются при увольнении с военной службы с исключением его из списков части в день окончания последнего из отпусков, который должен совпадать с днем истечения срока военной службы.
Отпуск по болезни предоставляется военнослужащему на основании заключения военно-врачебной комиссии на срок от 30 до 60 суток и может быть продлен не более чем на 60 суток.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие не менее 12 месяцев, могут заключать контракт о прохождении военной службы.
Солдаты, матросы, сержанты и старшины, выслужившие установленные сроки военной службы по призыву, если они не изъявили желание продолжать военную службу по контракту, увольняются с военной службы.
Военнослужащие, уволенные с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должны быть полностью обеспечены установленными видами довольствия. До проведения с военнослужащими всех необходимых расчетов они из списков личного состава воинской части без их согласия не исключаются.
Увольняемые с военной службы солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходившие военную службу по призыву, направляются в военные комиссариаты по месту жительства. Направление их в другие пункты разрешается только в случаях изменения места жительства их семей, подтвержденного документально.
Перед увольнением с военной службы военнослужащим разъясняются права и льготы, предусмотренные для них нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Увольнение с военной службы военнослужащих, выслуживших установленные сроки военной службы по призыву, в подразделениях, воинских частях и соединениях, выполнявших задачи в условиях вооруженных конфликтов, организуется из пунктов постоянной дислокации воинских частей, в которых военнослужащие проходили военную службу до откомандирования в районы вооруженных конфликтов.
При этом в военных билетах увольняемых военнослужащих производится соответствующая запись. Кроме того, им выдается справка о времени прохождения военной службы в составе соединений, воинских частей и подразделений, выполняющих задачи в условиях вооруженных конфликтов, и о времени фактического участия в боевых действиях.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеют право на досрочное увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам:
- если отец, мать, родной брат, родная сестра погибли (умерли) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы;
- в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами первой или второй группы или лицами, достигшими пенсионного возраста по старости или не достигшими возраста 18 лет, при отсутствии других лиц, обязанных по закону их содержать;
- если имеется ребенок, воспитываемый без матери;
- наличие двух или более детей;
- наличие ребенка в возрасте до трех лет;
- если мать (отец), кроме данного военнослужащего, имеет двух или более детей в возрасте до восьми лет либо ребенка - инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены).
Солдаты, матросы, сержанты и старшины могут быть досрочно уволены с военной службы по состоянию здоровья, если они признаны негодными или ограниченно годными к ней.
На основании пункта 5 статьи 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, положительно зарекомендовавшим себя в период прохождения военной службы, выдается рекомендация на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования (приказ министра обороны РФ № 20 от 21 января 1999 г. «О порядке выдачи военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования»).
Альтернативная служба
Сегодня наше государство предоставляет возможность заменить военную службу альтернативной гражданской службой. Возможность пройти альтернативную гражданскую службу предоставляется гражданам России, чьи морально-этические принципы и убеждения противоречат прохождению военной службы в обычном порядке.
Возможность прохождения альтернативной гражданской службы гарантируется 59 статьей Конституции РФ.
Прохождение альтернативной службы сопряжено со многими сложностями. Давайте рассмотрим вопрос прохождения альтернативной гражданской службы с точки зрения действующего законодательства и реалии юридической практики. Для начала надо определиться с понятиями и терминами. Отправной точкой для прохождения данного вида гражданской службы является написание так называемого «отказа от военной службы по убеждениям». Суть подобного отказа заключается в невозможности прохождения военной службы по убеждениям, в силу вероисповедания или принадлежности к малочисленному народу. Написав такое заявления, вы сообщаете о своем желании пройти альтернативную гражданскую службу. Право на подобное волеизъявление дает гражданину статья 2 Федерального закона о «Альтернативной гражданской службе»:
«Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях если:
1. Несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
2. Он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционным промыслом.»
При кажущейся простоте формулировок следует очень внимательно относится к данному закону, т.к есть несколько пунктов, которые позволяют отказать гражданину призывного возраста в прохождении альтернативной гражданской службы. Одним из таких моментов, из-за которого очень часто желающие пройти альтернативную службу получают отказ, является несвоевременность подачи заявления. Это заявление необходимо подать за полгода до момента призыва. В противном случае вы получите отказ на совершенно законных основаниях и будете вынуждены пройти военную службу в соответствии с действующим законодательством.
Уголовная ответственность за нарушение обязанностей по воинскому учету
За уклонение от призыва на военную службу действующим законодательством предусмотрено уголовная ответственность.
Призывник может быть привлечен к уголовной ответственности за неявку на призывной пункт после прохождения медицинской и призывной комиссии без уважительных причин. Никакие другие действия, связанные с прохождением срочной службы в армии, не могут считаться уголовно наказуемыми.
Уклонение от прохождения срочной военной службы наказывается в соответствии с действующим уголовным кодексом РФ штрафом в размере 200 000 руб., либо арестом на срок до 18 месяцев, либо лишением свободы на два года.
Привлекаться куголовной ответственности может гражданин, достигший призывного возраста, который не имеет права на получение отсрочки или освобождения от несения военной службы.
Для привлечения призывника к уголовной ответственности по причине уклонения от военной службы необходимо доказать наличие умысла в действиях призывника.
Основанием для подобных доказательств является следующее:
неявку призывника по повестке
отсутствие уважительных причин неявки
факт получения призывником повестки
Причем для установления факта преднамеренного умысла в действиях призывника вышеперечисленные моменты должны быть доказаны в совокупности. Если хотя бы один момент не доказан, то оснований для возбуждения уголовного дела нет.
Уважительные причины неявки призывника в военкомат по повестке:
заболевание гражданина, которое привело к его нетрудоспособности
тяжелое состояние здоровья самых близких родственников (родители, супруги, дети, родные братья и сестры) или усыновителя, либо участие в похоронах этих лиц
обстоятельства, которым призывник не мог противостоять. Такими обстоятельствами считается действие какой-либо непреодолимой силы.
другие обстоятельства, которые были признаны уважительными комиссией или судом
Статья 291. Дача взятки
1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.
Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Статья 328. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы
1. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
Административная ответственность за нарушение обязанностей по воинскому учету
За уклонение от призыва на военную службу действующим законодательством предусмотрено административнаяответственность.
Наступление административной ответственности наступает за совершение определенных деяний:
неявка призывника по повестке в установленное время без уважительной причины
смена места жительства на срок более 3 месяцев либо отъезд за пределы РФ на срок более 6 месяцев без прохождения процедуры снятия с воинского учета
прибытие на новое место жительства или возвращение в РФ без процедуры постановки на воинский учет
скрытие от органов, осуществляющих воинский учет, информации об изменении семейного положения, места жительства, работы в пределах одного города или другого муниципального образования
уклонение призывника от прохождения медицинского обследования
порча или уничтожение военного билета либо небрежное отношение к нему
При совершении вышеуказанных действий призывник подвергаются наложению административного штрафа в размере до 5 минимальных оплат труда либо предупреждение.
Об административных правонарушениях составляется протокол, копия которого вручается непосредственно призывнику.
Факт административного правонарушения может быть обжалован в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину:
а) признанному временно не годным к военной службе по состоянию здоровья — на срок до одного года;
б) занятому уходом за членом семьи, нуждающимся в посторонней помощи и не находящимся на полном государственном содержании, при отсутствии других лиц, обязанных по закону доставлять указанному члену семьи содержание и заботиться о нем (нуждающимися в посторонней помощи и уходе считаются члены семьи, достигшие пенсионного возраста шли являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также члены семьи, не достигшие 18-летнего возраста);
в) мать которого, кроме него, имеет двух и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывает их без мужа;
г) имеющему ребенка, воспитываемого без матери.
Право на получение отсрочки имеет гражданин:
а) впервые обучающийся на дневном отделении образовательного учреждения профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию;
б) имеющий высшее педагогическое образование и постоянно работающий на педагогической должности в сельском образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию — на время такой работы;
в) постоянно работающими врачом в сельской местности.
Предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, которые после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования поступили на работу по специальности в одно из государственных предприятий (учреждений), указанных в соответствующем перечне, утверждаемом Правительством Российской Федерации, либо поступили в аспирантуру.
При принятии решения о направлении гражданина на военную службу призывная комиссия определяет вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, в котором призванный будет проходить военную службу. Призывная комиссия принимает свои решения только на основании закона. Ее решение не должно противоречить заключению врача-специалиста, проводившего медицинское освидетельствование гражданина. Председатель призывной комиссии или его заместитель объявляет решение призывной комиссии гражданину, в отношении которого оно принято. По требованию гражданина председатель призывной комиссии выдает ему копию решения призывной комиссии. Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в десятидневный срок в призывную комиссию республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга или в суд.
Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу
(в ред. Федерального закона от 19.07.2001 N 102-ФЗ)
1. От призыва на военную службу освобождаются граждане:
а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
О применении подпункта "в" пункта 1 статьи 23 см. Определение Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 N 435-О.
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другом государстве;
д) - е) исключены. - Федеральный закон от 19.07.2001 N 102-ФЗ.
2. Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:
а) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень;
(в ред. Федерального закона от 04.05.2006 N 61-ФЗ)
б) являющиеся сыновьями (родными братьями):
военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
(в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
(п. 2 введен Федеральным законом от 19.07.2001 N 102-ФЗ)
3. Не подлежат призыву на военную службу граждане:
а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу
1. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:
а) признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года;
б) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);
(в ред. Федеральных законов от 01.12.2004 N 149-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
б.1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
(пп. "б.1" введен Федеральным законом от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
в) имеющим ребенка и воспитывающим его без матери;
(в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
г) имеющим двух и более детей;
д) имеющим ребенка-инвалида в возрасте до трех лет;
(в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
е) - ж) утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ;
з) поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях;
(пп. "з" в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
и) имеющим ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;
(пп. "и" введен Федеральным законом от 22.04.2004 N 20-ФЗ, в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
к) избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований или главами муниципальных образований и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, - на срок полномочий в указанных органах;
(пп. "к" введен Федеральным законом от 19.06.2004 N 53-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.03.2006 N 37-ФЗ)
л) зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления, - на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии - до дня выбытия включительно.
(пп. "л" введен Федеральным законом от 19.06.2004 N 53-ФЗ)
2. Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:
а) обучающиеся по очной форме обучения в:
имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, - на время обучения, но до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;
имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения не получили среднее (полное) общее образование, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;
имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения получили среднее (полное) общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;
имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением случая, когда отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину для обучения в образовательном учреждении, указанном в абзаце втором настоящего подпункта. В этом случае гражданин может повторно воспользоваться правом на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу для обучения в образовательном учреждении, указанном в абзаце пятом настоящего подпункта.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:
продолжающим непрерывное обучение по образовательной программе следующей ступени высшего профессионального образования в том же образовательном учреждении;
получившим в период обучения академический отпуск или перешедшим в том же образовательном учреждении с одной образовательной программы на другую либо переведенным в образовательное учреждение того же уровня. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данном образовательном учреждении или в образовательном учреждении, из которого осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;
восстановившимся в том же образовательном учреждении (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных учреждениях после отчисления за нарушение их уставов, правил внутреннего распорядка или по другим неуважительным причинам), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данном образовательном учреждении, не увеличивается;
б) получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) государственными образовательными стандартами для послевузовского профессионального образования, и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования;
в) которым это право дано на основании указов Президента Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
3. Утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ.
Выдержи из
Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ
"О воинской обязанности и военной службе"
(включая последние изменения от 4 декабря 2007 г.)
Отсрочка от призыва граждан на военную службу по семейным обстоятельствам предоставляется гражданам:
- занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);
- являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
- имеющим ребенка и воспитывающим его без матери;
- имеющим двух и более детей;
- имеющим ребенка-инвалида в возрасте до трех лет;
- имеющим ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель.
Комментарии
Законодатель однозначно определил круг лиц, нуждаемость в постоянном уходе которых, повлечет для призывника приобретение права на отсрочку: отец, мать, жена, родной брат, родная сестра, дедушка, бабушка, усыновитель. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Нуждаемость в постоянном уходе (помощи, надзоре) и признание инвалидом должно подтверждаться заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу.
< Согласно ст.ст. 7 и 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с изм. СЗ РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4563) медико-социальная экспертиза заключается в определении в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и Медико-социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения Российской Федерации. Порядок организации и деятельности Государственной службы медико-социальной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации. Примерное положение об учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы утверждено постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 (СЗ РФ. - 1996. - № 34. - Ст. 4127).
Медико-социальная экспертиза должна проводиться по месту жительства призывника, т.е. согласно ст. 20 ГК РФ по месту, где он постоянно или преимущественно проживает. Исходя из смысла этой нормы, призывник и его близкий родственник, которому требуется уход, не обязательно должны проживать в одном жилом помещении или даже в одном населенном пункте. На практике возникают вопросы с толкованием понятия отсутствия других лиц, обязанных по закону содержать указанных ранее граждан. Может ли, например, призывник, проживающий в г.Москве и занятый уходом за престарелыми родителями, получить отсрочку от призыва, если у него есть старшая сестра, проживающая с мужем и детьми в другом городе, например в Норильске? На первый взгляд, представляется, что в таких ситуациях необходимо исходить из того, имеют ли лица, обязанные по закону содержать вышеуказанных граждан, реальную возможность осуществлять уход за своими родственниками. Однако в соответствии с СК РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Совместное проживание роли здесь не играет. При отсутствии заботы совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья родителя, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и др.) совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами. Поэтому при наличии у родителей призывника других детей он не может быть освобожден от при-зыва на военную службу, даже если его братья или сестры не могут самостоятельно осуществлять уход за родителями.
Существует еще несколько принципиальных моментов, которые необходимо учитывать при толковании комментируемой нормы: при определении состояния на иждивении следует исходить из того, что указанные нетрудоспособные лица находятся на постоянном содержании призывника или получают от него помощь, которая для них является постоянным или основным источником к существованию; под полным государственным содержанием подразумевается содержание членов семьи в государственных учреждениях, таких, как дома для престарелых, дома для инвалидов, детские дома, интернаты, специальные лечебные учреждения, а также обучение в военных училищах, в том числе суворовских и нахимовских.
Отсрочка от призыва на военную службу по уходу за двумя и более детьми (комментарий)
Гражданин не подлежит призыву при наличии двух и более детей. При этом не важно, от одной матери его дети или от разных, а также его это ребенок или он усыновил ребенка своей жены. Главное - он должен доказать факт отцовства или усыновления (удочерения). Происхождение детей от конкретных лиц должно быть удостоверено в установленном законом порядке. Таким порядком является регистрация рождения ребенка в органах загса. Только в этом случае происхождение ребенка становится юридическим фактом и порождает правовые последствия.
Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.
ТРЕБОВАНИЯК СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ
НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ, ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗЫВУ
НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ (ВОЕННЫЕ СБОРЫ), ГРАЖДАН,
ПОСТУПАЮЩИХ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ,
ГРАЖДАН, ПОСТУПАЮЩИХ В УЧИЛИЩА, ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ
ЗАВЕДЕНИЯ, ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ
В ЗАПАСЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 886)
1. В расписании болезней предусматриваются требования к состоянию здоровья следующих категорий граждан:
I графа - граждане при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу;
II графа - военнослужащие, не имеющие воинского звания офицера и проходящие военную службу по призыву;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 886)
III графа - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, офицеры запаса, не проходившие военную службу, при призыве их на военную службу и военные сборы, офицеры, проходящие военную службу по призыву;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 886)
IV графа - граждане, предназначаемые для прохождения военной службы на подводных лодках и проходящие военную службу на подводных лодках.
2. Порядок применения граф расписания болезней, по которым проводится освидетельствование граждан, призываемых на военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, устанавливается Министерством обороны Российской Федерации.
3. В расписании болезней предусматриваются следующие категории годности к военной службе:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
4. В случае если заболевание органа или системы органов приводит к нарушению функции другого органа или системы органов, экспертное заключение о категории годности к военной службе выносится по соответствующим статьям расписания болезней.
При медицинском обследовании граждан, кроме методов исследования, приведенных в расписании болезней, допускается использование более информативных методов.
Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан применяется только в отношении граждан, признанных годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями.
5. В расписании болезней и таблице дополнительных требований к состоянию здоровья граждан применяются следующие сокращения:
ИНД - категория годности к военной службе, службе в виде Вооруженных Сил Российской Федерации, роде войск, годность по отдельным военно-учетным специальностям, к поступлению в училища и военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации определяется индивидуально;
НГ - не годен к службе в виде Вооруженных Сил Российской Федерации, роде войск, по отдельным военно-учетным специальностям, не годен к поступлению в училища и военно-учебные заведения;
ВДВ - воздушно-десантные войска;
МП - морская пехота;
ПС - плавсостав Военно-Морского Флота, Пограничной службы Российской Федерации;
СС - спецсооружения;
РВ - радиоактивные вещества;
ИИИ - источники ионизирующего излучения;
КРТ - компоненты ракетного топлива, иные высокотоксичные вещества, токсичные химикаты, относящиеся к химическому оружию;
ЭМП - электромагнитное поле в диапазоне частот от 30 кГц до 300 ГГц, оптические квантовые генераторы;
ТДТ - таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.